Процесс приручения кошки начался в Египте около 6000 лет назад, но останки мелких кошек были найдены вместе с человеческими останками и в более древних отложениях, имеющих возраст до 9000 лет, в Месопотамии, Анатолии и Иордании. Скелеты лесной и прирученной форм так слабо различаются, что невозможно установить, идет ли речь об уже прирученных лесных котах (Felis silvestris lybica) или же о животных, пойманных ради их мягкого меха.

Неоспоримые доказательства мирного сосуществования кошки с человеком относятся к Древнему Египту, где кошки представлены на гравировках и росписях, сделанных в третьем тысячелетии до нашей эры. Самое раннее свидетельство приручения - это изображение кошки, которая надевает ошейник, найденное в одной из могил пятой династии (около 2600 г. до н. э.). С 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Египтяне очень любили и с удивительной легкостью приручали различных животных, например обезьян-бабуинов, гиен, гусей, крокодилов, львов, газелей и других копытных. Таким образом, кошка не составляла исключения в том обществе и в ту эпоху, но, безусловно, удивительна роль, которую играло это животное в религиозной культуре Египта. Конечно, кошка могла ловить грызунов, которые опустошали египетские зернохранилища, но, как ни странно, была приручена не из-за своей способности охотника. С самого начала ей скорее предназначалась роль объекта культа, религиозного символа или даже божества.

В Древнем Египте считалось, что существует связь между жизненным теплом солнца и силой льва, представляя бога Ра и сфинксов, которые охраняют пирамиды в Гизе. Различные божества, например Секхмет, Мут, лунная богиня плодородия Бастет, связаны с кошками. Когда эти животные были приручены, богиня с головой львицы стала представляться в виде маленькой кошки или женщины с кошачьей головой. Культ кошки еще больше возрос, когда Бубастис, город, посвященный Бастет, стал столицей царства. Геродот посетил храм Бастет в V веке до н. э., в период расцвета культа кошки, и описал, как сотни тысяч этих животных были мумифицированы и посвящены богине, а город был местом паломничества. По словам Геродота, когда кошка умирала своей смертью, ее хозяева сбривали себе брови в знак траура и относили животное в город Бубастис, где тело бальзамировали и хоронили. Религиозная роль кошки не исключала привязанности к человеку, который ее кормил и держал в своем доме как любимого домашнего питомца (животное-друга).

Завоевание мира

Без сомнения, домашние кошки - это самые многочисленные и распространенные представители семейства кошачьих. Их успех начался именно со встречи с человеком: со времен Древнего Египта и началось завоевание мира кошкой. Опекаемые и охраняемые египтянами, которые запретили торговлю кошками и их экспорт, первые кошки достигли средиземноморских берегов незаконно с торговыми судами и древнеримскими легионами. В 500 г. до н. э. в Египте существовал культ кошки, в то время как в Средиземноморье она являлась всего лишь предметом любопытства. Греки и римляне считали это животное необычным и экзотическим домашним любимцем, а сами для сохранения продовольственных запасов от мышей использовали прирученных хорьков. Понадобилось целых 900 лет, чтобы кошка заслужила справедливое признание в этой области.

Легионы и римские колонии распространили кошку по всей империи. На Дальнем Востоке кошка появилась около 200 г. до н. э., проникнув из Индии сначала в Китай, а затем в Японию. С Х века кошка завоевала большую часть Европы и Азии. В XV и XVI веках благодаря великим исследовательским экспедициям кошка попала в Новый Свет, в Австралию и Новую Зеландию.

Кошка ведьмы

Испокон веков кошки были особенно близки и привязаны к женщине. В повседневной жизни женщина была более терпимой и могла оценить независимость и покорность маленькой кошки, а в религиозных обрядах кошка была символом женственности и материнства.

Уже в Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни, она никогда не сидит рядом с мужчиной, а всегда подле женщины. В дохристианские времена во многих культурах присутствовал образ богини-матери - источника плодородия, божества, связанного с лунным циклом, изобилием и рождением. Эти богини: Бастет у египтян, Артемида у греков, Диана у римлян, Фрейя у скандинавов - изображались в виде кошки или по крайней мере были связаны с образом этого изящного животного.

Действительно, кошка - это мать, способная произвести многочисленное потомство, любящая и заботливая, готовая защищать своих детей от любой опасности, аккуратно перенося их в безопасное место или же отчаянно сражаясь с врагом, даже если тот гораздо крупнее ее. Кроме того, согласно древним поверьям, кошка связана с лунным циклом. Она способна расширять зрачки и сужать их до вертикальных черточек, что напоминает фазы новой и полной луны. Постепенное вытеснение языческих богов и распространение христианства вызвали трагическое изменение в отношении к кошке, которая стала считаться злым демоном, посланником дьявола, опасной спутницей ведьм и демонов. На протяжении всего Средневековья и раннего периода Нового времени кошки, особенно черные, были жертвами жестоких гонений, начавшихся в XIII веке и продлившихся более 450 лет.

Независимость от человека, пристрастие к ночным прогулкам, светящиеся в темноте глаза, громкое чевственное мурлыкание и жалобное мяуканье, конечно же, не говорили в пользу кошек и тех, кто заботился о них. Существовало поверье, что ведьмы верхом на огромных кошках участвуют в шабаше, и женщина, которая держала кошку, рисковала быть сожженной на костре как ведьма. Часто жертвами становились бедные и пожилые женщины, которые, несмотря на свою нищету, с любовью заботились о своем домашнем питомце. Именно тесная связь между человеком и животным, неверно истолкованная и понятая превратно, являлась одной из причин охоты на ведьм. Частично это убеждение дошло и до наших дней. Многие обвиняют хозяев кошек и в том, что они любят животных больше, чем людей, или что они считают их равными.

В Средневековье любовь к животным была распространена не только в малоимущих социальных слоях. Представители дворянства и духовенства тоже иногда держали кошек, но они были выше народного суда. Тем не менее известны случаи, когда и дворяне были обвинены в колдовстве и в безнравственных странностях из-за привязанности к своим питомцам.

На Востоке отношение к кошкам было более благоприятным, хотя в Японии их судьба была похожей на судьбу европейских кошек. Когда в VI веке н. э. кошки попали на Восток, их радушно приняли. В домах стали держать по нескольку или по крайней мере двух кошек. Эти животные защищали ценные манускрипты от острых зубов грызунов, а на фермах шелковичных червей хозяева рисовали изображения кошек, чтобы отпугнуть мышей. В XIII веке кошка стала тем не менее ассоциироваться с демоном Неко-Баке, ведьмой, пожирающей людей, которая, по легенде, в образе кота входила в дом, чтобы похитить непослушных детей и съесть их.

За последние 200 лет кошка снова завоевала расположение в Японии. Там даже существует посмертный культ этого животного. В Токио храм Го-То-Ку-Жип посвящен кошке Манеки-Неко. Это божество изображается с поднятой передней лапкой, как бы приветствующей посетителя; считается, что это приносит счастье и верную удачу. Внутри храма хоронят кошек, они изображены в скульптурах и картинах.

Тем не менее в восточном мире отношение к кошке осталось двойственным; для многих она по-прежнему представляется ложным и вероломным другом, который готов уйти или взбунтоваться в любой момент. И в наши дни бытует поверье, что черная кошка - это знак несчастья, хотя считается, что тот, кто держит ее дома, защищен от сглаза.